"Мужчина, эти колёса - не глотают". (с) Масяня.
Итак, собственно, что включает в себя понятие "велосипедное колесо":
- втулка;
- спицы;
- обод;
- камера;
- покрышка;
Начнем мы с обода и покрышки, почему не с втулки, ну потому, что выбор втулки относится, скорее, к апгрейду, а не выбору велосипеда. Почему я так читаю - читаем ниже.
Обода (ободья). MTBшные обода сейчас делают из алюминия, есть, конечно, и стальные, но стоят в основном на поддедлках с рынков и супермаркетов, а мы ведь не пойдём туда покупать велосипед? Нет, конечно, не пойдём :) Также для увеличения прочности обода может применяться анодирование (поверхностное насыщение другими веществами гальваническим способом. Анодированые обода - чёрного цвета.
Профиль обычного МТВшного напоминает букву U, и бывают одинарные, двойные или тройные, а можно сказать так: одностенные или многостенные. Смотрим картинки.
Дополнительные стенки, как нетрудно догадаться, служат для увеличения прочности обода. Но это теория, а на практике возникает вопрос - насколько это критично.
Одностенные обода устанавливают, как правило, на младшие модели велосипедов и восьмёрки на них образуются крайне быстро, особенно если за рулём новичок, не распределяющий вес тела на весь велосипед. Хватит буквально одного неудачного съезда с бровки и у вас уже восьмёрка, об которую будут тереться колодки тормозов. Плюс эти обода меньше всех защищены от "складывания" при сильном ударе. Поэтому учтите: если вы покупаете велосипед с одностенными ободами, то первое, что вам придётся в нём поменять это - задний обод.
Двустенные обода достаточно сильно распространенны и стоят практически на всех велосипедах класса MTB. Их прочность и защита от восьмёрок гораздо выше, чем у одностенных, а масса не намного выше, что делает их практически идеальным выбором для большинства видов езды.
Трёхстеныые - встречаются редко. Дополнительная стенка служит для увеличения боковой жёсткости, т.е. дополнительная защита от восьмёрок и так же препятствует смятию обода тормозными колодками (привет ободной гидравлике :) ) Так же на боковую жёсткость влияет ширина обода, чем шире - тем жёстче.
Еще бывают пистонированные обода, в места установки спиц вставляются специальные пистоны, которые, уменьшают шанс того, что спицу вырвет. Установка таких, ободов имеет смыл при агрессивной езде и для людей с весом от 90кг.
Вот, пожалуй, и все про обода. Хотя стоит ещё добавить, что есть обода рассчитаные на применение дискового тормоза - на них нет тормозных дорожек, а значит, их нельзя ставить под V-брейки. теперь точно все, что стоит знать про обода при выборе первого велосипеда.
Покрышки.
Покрышки это тоже, в общем-то, не критерий выбора велосипеда. Так как стоят они сравнительно недорого и выбираются не под стиль езды. Поэтому я сильно на них останавливаться не буду. По крайней мере, в рамках этого цикла.
Итак, разделим покрышки по типу протектора.
Агрессивный протектор - большинство МТВ комплектуются именно такими покрышками, но это скорее маркетинговый ход, нежели реальная необходимость. Такая покрышка обеспечивает хорошее сцепление и высокую проходимость в условиях полного или частичного бездорожья.
Однако на ровной и твёрдой поверхности эти покрышки будут отбирать больше сил, чем слики и полу-слики. Поэтому если вы большую часть времени собираетесь ездить не по грязи, песку или рыхлой земле то вам стоит обратить внимание на эти самые слики и полу-слики.
Полу-слики. Центральная часть протектора - гладкая, что даёт хорошую накатистость и сцепление на асфальтовых дорогах, а протектор по бокам позволяет уверенно ездить по лесным тропинкам и грунтовым дорогам. В грязи, естественно, чувствуют себя хуже агрессивных покрышек.
Слики. Протектор на таких покрышках отсутствует (синусоидальные "вырезы" для большей скорости - не в счёт). Эти покрышки ставят для развития максимальной скорости. Однако при езде по грунту приходится прикладывать больше усилий для прокладывания колеи.
Есть ещё зимняя резина она - шипованая и имеет агрессивный протектор.
У каждой покрышки есть несколько параметров.
Размер (диаметр и ширина). Указывается в дюймах. Пример 26 х 2.5 . Чем шире покрышка - тем лучше сцепление, но ниже скоростные характеристики. Давление. На покрышке может быть указано рекомендуемое и максимальное давление.
Рекомендации по давлению в шине могут быть даны в фунтах на кв. дюйм (PSI), барах (Bar) или килограммах на кв. сантиметр (kg/cm2).
1 Bar = 1 kg/cm2 = 1 атм = 14.2 PSI;
1 PSI = 1 Bar / 14,2; 1 Bar = 1 PSI * 14,2
На перекачаных шинах - легче ехать по асфальту, но они хуже гасят вибрации. В грязи и на рыхлом грунте, наоборот, лучше ехать на приспущенных шинах.
По поводу стоимости покрышек, то самые дешевые начинаются от 15$, всё, что дешевле это подделки, которые при стоимости в 2а раза меньше, "ходят" раза в 4 меньше. Чем дороже покрышка, тем она, как правило, прочнее и легче, а чем легче колесо, тем быстрее оно раскручивается.
На спицах, мы вообще останавливаться не будем. Т.к. почти 100% на велосипеде (хоть за 300$, хоть за 1000$) будут стоять обычные спицы с нарезанной на теле спицы резьбой, а спицы с накатанной сверху резьбой, в общем-то, не так уж и нужны на обычном велосипеде.
Камеры. Камеры бывают разные, сильно разнятся в цене. Вас в первую очередь должно волновать 2е вещи:
- подходит ли ниппель на камере для вашего обода по диаметру и длиннее соска. Если у вас двойной обод, то вам нужна камера с длинным соском. А ниппели бывают в основном машинные и спортивные (Pesta), так вот pesta значительно уже автомобильного и если у вас обода по pesta, то автомобильный просто не влезет. Так же следует это учитывать при выборе насоса.
Втулки. Втулки есть задние и передние. Передние простые как 5ть копеек :) . 2а подшипника, ось, корпус вот в принципе и всё. Поэтому, как правило, передние втулки ставят дешевые. Задние втулки на порядок сложнее, т. к. в них стоит храповый механизм, позволяющий колесу крутиться и при неподвижных педалях. Задние втулки ставят фирмы Shimano, потому, что больше их никто и не делает. Ну, точнее делает, но либо совсем плохие, либо наоборот слишком хорошие и дорогие. Но учтите, это касается только подшипниковых втулок, планетарные, например, также делает SRAM. Так вот есть несколько классов оборудования этой фирмы, которая к слову делает не только втулки, но и цепи, системы переключения передач, тормоза и много ещё чего.
Tourney - втулки этого класса обладают самыми плохими характеристиками, да и к тому же в них нет храпового механизма, только резьба под звёздочки, в которых, должен этот механизм стоять. Очень старая система.
Altus/Acera (RM30 RM60) - эти втулки уже своременного типа, но грязезащита находится на печальном уровне.
Alivio (RM65) - грязезащита лучше чем у предидущего уровня, но всё-же недостаточна, для нормальной эксплуатации в этой самой грязи :)
Deore (М525 М530) - двойная защита от грязи.
Deore LX (M585 М580) Deore XT (М756 М775 М770) двойная защита и улучшенная обработка беговых дорожек подшипников. Deore LX - лучшее соотношение цены и качества ( задняя втулка стоит примерно 30 баксов).
XTR (M960 M965 М950) наилучшая обработка, грязезащита и шарики из нержавеющей стали.
Так вот теперь о печальном - покупая велосипед за 1000 убитых енотов вы получаете втулку класса не выше Alivio. Поэтому я и говорил, что это скорее вопрос апгрейда нежели выбора :) .
Пока всё, в следующий раз про амортизационные вилки и если будет не лень, то и про задние амортизаторы.
Читать дальше...
четверг, 25 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
+
ОтветитьУдалить