Итак, в любой заумной литературе можно прочесть, что амортизатор это - система из демпфера и пружины, гасящая ударные нагрузки и колебания.
Демпфер - служит для гашения колебаний.
Пружина - служит для гашения ударных нагрузок. Может быть стальной или пневматической.
Вилки делятся на:
- Пружинно-эластомерные.
1. Пружинные. Это самые дешевые вилки, некоторые называют их "муляжами". Демпфера в них нет вообще, только пружины. Единственный их плюс это то, что они позволяют лучше держать сцепление с поверхностью на бездорожье. Однако я не уверен, что оно того стоит. Живут не долго, люфтят, "едят" силы при езде.
2. Пружинно-эластомерные. Конструктивное отличие от просто пружинных заключается в наличии эластомера, который, по задумке разработчиков должен был выполнять роль демпфера, но на самом деле он с этой задачей либо не справляется вообще, либо делает это плохо. Эластомер несколько замедляет сжатие, но при этом увеличивает силу отскока. При сильном сжатии отдача может быть весьма неприятной. Живут примерно так же недолго, как и пружинные и точно так же не предназначены для агрессивной езды. Правда есть одно приятное исключение из общего правила. Вилка фирмы Rock Shox - Judy TT. Живёт гораздо дольше своих собратьев по классу и вроде как даже неплохо работает. Её цена примерно 70$. Но и она не предназначена для агрессивной езды, т. е. не нужно пытаться заниматься даунхилом, если стоит такая вилка - это может дорого стоить вашим родным (похороны нынче не дешевые).
3. Воздушные. Первые в списке настоящие амортизаторы. Чисто воздушные вилки встречаются довольно-таки редко. В них роль демпфера и амортизатора выполняет сжатый воздух. Эти вилки уже могут применять для серьёзного Кросс-Кантри и на них можно даже попрыгать :) Но учтите, от чрезмерно агрессивного использования - могут быстро выйти из строя.
4. Воздушно-маслянные. Роль пружины выполняет воздух, роль демпфера - масло. Это вилки, в которых действительно реализовано демпфирование. Масло при толчке - проходит через широкий клапан, а возвращается через узкие каналы (грубовато, но суть в этом). Вариант, используемый в автомобильных амортизаторах. Эти вилки в зависимости от модели могут использоваться для любого стиля езды. Как я уже писал, эти вилки бывают высокого и низкого давления. Вилки высокого давления тоньше настраиваются (в теории :) ), чаще требуют ТО, у них ниже износостойкость, но они менее чувствительны к перепадам температур. Ну а вилки низкого давления соответственно - наоборот. Эти вилки не рекомендуются для лёгких людей.
5.Пружинно-маслянные. Роль рессоры выполняет стальная или титановая пружина. Реже требует ТО и меньше нуждается в подстройке, нежели воздушно масляная вилка. Вилки со стальными пружинами не рекомендуются для тяжелых людей (90кг и выше).
Масло в вилке может быть залито в закрытую и открытую ванны. Сравнение в таблице:
Сравнение открытой и закрытой масляных ванн | |
Открытая ванна | Закрытая ванна |
Не требуется смазка внутренних частей. | Вилку нужно часто разбирать, чистить и смазывать внутри |
Зимой вы просто выливаете летнее и заливаете зимнее масло | Зимой заменяется картридж. |
Отбой дополнительно можно регулировать, меняя вязкость масла. | Отбой регулируется только настройкой картриджа |
Более мягкая работа. | Работает жёстче. |
Можно менять уровень масла и тем самым менять жёсткость вилки. | Жесткость вилки не регулируется. |
Производителю приходится делать более качественные пыльники и сальники, в результате вилка требует более редкого ТО. | Производитель экономит на качестве изоляции внутренностей вилки, в результате - более частые ТО и больший износ. |
Так же на разных амортизационных вилках бывают разные настройки. Вот они.
Preload (предварительная нагрузка или негативный ход). Регулировка жесткости пружины. Нормальная величина предварительной нагрузки должна составлять ~10% от хода вилки. Регулируется под стиль езды и вес человека.
Практически во всех пружинных и пружинно-эластомерных вилках этот параметр виртуален - то есть не дает ощутимого эффекта.
Предварительная нагрузка регулируется либо внешним регулятором, либо заменой пружины.
Rebound (отбой, отскок). Довольно часто используемая регулировка, особенно если вы катаетесь в разных стилях по разным дорогам. На асфальте имеет смысл закручивать отбой, чтобы вилка не болталась вверх-вниз, а на грунтовках и пересечёнке наоборот, откручивать, чтобы вилка быстрее работала на неровностях. Отбой регулируется (если такая возможность предусмотрена производителем) либо снаружи вилки, либо внутри. В последнем случае для его регулировки требуется частичная разборка вилки (открутить крышки).
Compression (скорость сжатия). Весьма редко встречающаяся регулировка, хотя и полезная. Иногда действительно хочется замедлить именно скорость сжатия, а не отбой.
Lock Out. Суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно при въезде на крутые горки, а также при силовом педалировании. Нужно не забывать, что если в вилке нет защиты от пробоя, то на заблокированной вилке - нельзя прыгать.
Extension Control. Суть та же, что и у Lock Out, но вилка блокируется не на всю длину, а на определённую часть. Т.е. регулируется, длинна хода.
Хорошая амортизационная вилка.
Хорошая вилка - та, которая реально работает. Производителей и вилок как собак нерезаных, равно как и условий применения, так что перечислять не имеет смысла, есть более общее условие: хорошая вилка стоит дороже 200.
Однако помимо этого базового условия я полагаю выставить еще несколько требований:
* Наличие дистрибьютора в вашей стране, осуществляющего реальную гарантию и сервис
* Идентичность конструктива ног вилки: в каждой ноге должен быть и амортизатор и пружина. В иных случаях вилка перекашивается при работе (и подклинивается) и очень быстро изнашивается.
* Полное отсутствие необходимости смазывать вилку где-то снаружи. Если вы смазываете стойки вилки, значит вся грязь, которая попадет на смазку, будет внутри вилки (и никакие гофры не спасут), что ведет к частым ТО и быстрому подыханию вилки.
* Нетребовательность вилки к обслуживанию. Вот ведь уродство какое - делать ТО каждые 25 часов (!!!) езды, как пишут в доках на свои вилки всяки RST, SR и прочие массовики-затейники, даже RS и Manitou грешат подобным.
* Высокая износостойкость вилки.
* Апгрейдопригодность вилки. Это как бы дополнительное и необязательное условие, но я компьютерщик со стажем, поэтому этот пунктик просто сидит в подкорке. :)) Хотя суть такова, что к примеру из Marzocchi MXC можно сделать MXR за ~150 и получить совсем другую вилку. Это получится несколько дороже (на ~40) чем купить MXR сразу, но зато растянуто по времени, что зачастую более критично.
RS также внедрили возможность апгрейда своих вилок. Апгрейдить можно только в рамках данной серии, т.е. сделать Psylo из Judy не получится.
Пара слов о заднем амортизаторе. Принцип работы такой же, материалы - те же. В случае простой, напрямую, передачи усилия - "съедают" много сил при педалировании. Но такое сейчас вы вряд ли встретите. :) Разве, что на базарных/супермаркетовских недовелосипедах. Цена велосипеда с задним амортизатором, который имеет хоть какой-то смысл покупать - от 1200$.
Некоторые материалы были взяты мной пару лет назад с сайта http://www.realbiker.inc.ru/ но сейчас он почему-то не работает. Может быть переехали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий