воскресенье, 21 июня 2009 г.

Выбор велосипеда. Часть третья. Тормозим.

Тормоза это, то, что будет спасать вашу жизнь. Поэтому к их выбору лучше отнестись серьёзно, ни или по крайней мере понимать о чём идёт речь. :)

Итак, какие же есть на свете типы велосипедных тормозов.

Ножной тормоз.
Ну это я думаю всем известная ещё по всяким "Салютам-Украинам" система. Суть проста: при попытке вращать педали в обратную сторону - заднее колесо стопорится. Сегодня такая система применяется в городских велосипедах и она несколько надёжнее той, что в "Украинах-Салютах". Однако таких тормозов явно недостаточно при более-менее агрессивной езде. Т.к. педали в нужный момент могут быть в неудобном для торможения положении. Да и распределение нагрузок при торможении таково, что большая его часть приходится всё-таки на переднее колесо, а оно-то как раз без тормоза.


Клещевые тормоза. Первый тип тормозов в котором для торможения резиновыми колодками сжимается обод. Это в своё время позволило тормозить и переднее колесо. Однако у них есть масса минусов:
- перекос при торможении (значит с одной стороны нажим слабее)
- крепление всего в одной точке
- легко собирают всю грязь какую только находят :) , после чего практически не тормозят
В последствии были модификации с удлинённым плечом, но это было как "мертвому припарки".

Кантилеверы.

Этот тип пришёл на смену клещевым. Их основными плюсами было то, что из-за изогнутой формы (в сторону от покрышки) они не собирали грязь в таких невероятных количествах и не перекашивались при торможении. Но, был у них и один недостаток - чем ближе сходились колодки, тем меньше получалось усилие. Проблема была в том, что чем больше угол между "усиками", тем больше усилие, а при торможении этот угол уменьшался, что явно снижало КПД, а точнее шансы вовремя остановиться. Спортсменов и просто любителей прокатиться "с ветерком" эта ситуация явно не устраивала, поэтому появились тормоза векторного типа или V-брейки.

V-брейки.
Внешне они схожи с кантилеверами. Они, так же не забиваются грязью, однако благодаря тому, что стягиваются они по прямой усилие передаётся полностью, а следовательно тормозное усилие выходит значительно выше. Кто пробовал на хорошей скорости заблокировать переднее колесо, то понимает о чём речь :)

Ободная гидравлика. Суть проста: две, последовательно соединённые гидролинией "машинки" обжимают обод. Всё просто и как мы помним из школьного курса физики - весьма эффективно, т.к. жидкость в отличии от тросика - не меняет свой объём, что позволяет создавать весьма значительное тормозное усилие (ведь по сути своей эта система - ни что иное как гидравлический пресс) . Такие тормоза бозволяют взять колесо "намертво" даже в дождь и ли мороз, за что и ценятся триальщиками. Наиболее известная у нас фирма это "MAGUARA". Есть конечно и минусы: больший вес по сравнению с V-брейками, высокая чуствительность к "восьмёркам" на ободе, трудность полевого ремонта, из-за большого усилия нужны хорошие обода, т.к. обычные - продавливаются (я ж говорил - гидравлический пресс :) ).

Итак что мы имеемпо ободным тормозам:
- наиболее приемлемый вариант из ободных тормозов это V-брейки;
- все ободные тормоза чувствительны к качеству обода, а точнее к "восьмёркам" на нём;
- сильная зависимость от погодных условий (грязь, вода, снег, мороз, плотный туман). Однако ради справедливости стоит сказать, что если не залезать в "говна" поуши, то правильно настироенных хороших V-брейков вполне хватает в большинстве случаев.

Но, раз есть минусы, значит всегда будут те, кто ищет как их исправить или обойти. И вот такие люди, не долго думая, решили не изобретать велосипед, простите за каламбур и использовать всем давно известные дисковые тормоза.
Дисковые тормоза. Суть проста и понятна: на втулке колеса (слева) закреплён стальной диск, на вилке, если это передний тормоз или на раме, если задний - стоят "машинки" в которых две колодки обжимают диск при нажатии тормозной ручки.
В итоге, нам наплевать на восьмёрки и погодные условия. Они реже требуют настройки, если речь идёт об механических, а в гидравлических вообще практически идеально реализован принцип "настроил и забыл". Так же благодаря тому, что диск стальной, а не алюминиевый как обод можно использовать колодки с абразивным покрытием, что повышает тормозное усилие по сравнению с ободными тормозами (магуаровских монстров в расчет не берём :) ). Ещё дисковые тормоза позволяют лучше модулировать тормозное усилие по сравнению с V-брейками.
Ну что же - похвалили, перейдём и к минусам, ага куда же без них:
- дисковые тормоза тяжелее своих ободных собратьев;
- стоят ощутимо дороже;
- при установленных дисковых тормозах идёт бОльшая нагрузка на спицы;
- сложнее в ремонте, особенно гидравлические - их в чистом поле вы вряд-ли сможете отремонтировать, т.к. нужен спецю инструмент для прокачки жидкости.
Дисковые тормоза, как уже было отмечено бывают механические и гидравлические. Какие же плюсы у гидравлики?
- настроил и забыл;
- нет трущихся частей, ну кроме колодок естественно :);
- бОльшая сила торможения;
- лучший контроль за силой торможения;
- нет растягивающегося тросика :)
Ну и естественно гидравлика стоит дороже.
Вот собственно и всё основное, что нужно знать про типы велосипедных тормозов, для начала. Теперь подойдём к животрепещущему вопросу - какие же тормоза нужны.
Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно сначала ответить на другой: как вы будете ездить? Если в ваших планах нет регулярной скоростной езды по грязи, снегу и иже с ними, то вам вполне хватит хороших V-брейков, а такие стоят практически на всех велосипедах известных фирм с ободными тормозами. Если же вы хотите всего выше перечисленного, то учтите, что велосипед с нормальными механическими дисковыми тормозами отличается от своего собрата с V-брейками долларов на 80-100 и стоит, примерно, 700 или больше долларов. Все, что дешевле вряд-ли позволит ощутить вам все преимущества дисковых тормозов в полной мере.
Читать дальше...

1 комментарий: